Полная версия комментария Управляющего партнера для информационного-портала Право.ру
1. Как можно оценить сейчас отношения банка с клиентом? Есть ли перекосы? Можно ли сказать, что на банки в последние годы возложили не свойственные им властно-контрольные функции, и как это можно оценить?
Банки выстраивают отношения с клиентами на основе риск-ориентированного подхода (РОП), описание этого принципа дано в Пояснительной записке к Рекомендации ФАТФ №10 и к Рекомендации ФАТФ №1.
В зависимости от факторов и степени риска, связанных с клиентом, применяется расширенная или упрощенная НПК (надлежащая проверка клиента).
Невыполнение банками требований по НПК может повлечь риски привлечения банка к ответственности в т.ч. к отзыву лицензии, уплате штрафов. Именно эту картину мы и наблюдаем последнее время.
Когда мы говорим о возложении на банк не свойственных контрольных функций, то со стороны клиента, особенно, если взять сегмент малого и микробизнеса, это выглядит, как осуществление банком всех фискальных функций, подменяющих налоговые, таможенные и иные государственные органы, со ссылкой на 115-ФЗ. Однако со стороны банка, возложение ЦБ РФ обязанности по НПК руководствуясь принципом «Знай своего клиента», то такая тенденция соответствует мировым практикам, в т.ч. Базельскому соглашению, 4 директиве ЕС. То есть, в наблюдаемой нами тенденции (которая в западных странах уже давно является нормой) нет ничего необычного.
2. Как новые полномочи отразились на поведении банков ? Стали ли они чаще отказывать клиентам в открытии счета/проведении операций ?
Если говорить о тенденции применения полномочий по отказу в проведении операций или отказу открытия счета, предоставленного изменениями в 115–ФЗ в 2013 году, то изначально банки с опаской применяли данное право, и проводилось большое количество консультаций для осуществления этой меры. За 5 лет банки наработали и положительный и негативный опыт работы с клиентами в применении данного права. Количество отказов имеет значительные объёмы в банковской сфере. Для возможного обжалования таких отказов создана межведомственная комиссия при Центральном банке Российской Федерации, которая призвана нивелировать негативный эффект от допускаемых банками ошибок при реализации своих полномочий в рамках НПК.
3. Критерии подозрительных операций: как вы считаете, насколько они широкие или узкие? Попадаются ли в эту «сеть» только однодневки и «отмыватели», или добросовестный бизнес тоже может от них страдать?
ЦБ РФ было выпущено Положение 550-П (в настоящий момент заменено на 639-П) – так называемый «Черный список», куда попадают клиенты, получившие отказ в открытии счета или проведении операции, при этом основные критерии для кредитных организаций, указывающие на необычный характер операции/сделки, определены Положением 375-П
Введённый ЦБ РФ в оборот принцип «наличия разумных оснований подозревать» заключается в определении критериев операций, носящих запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла, являющихся подозрительными или носящие сомнительный характер. В соответствии с Письмом ЦБ РФ от 04.09.2013 №172-Т, сомнительные операции - это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта, перевода ДС из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.
Критерии подозрительных операций не являются исчерпывающими, а с учетом последних тенденций и желании ЦБ и Росфинмониторнга упразднить 375-П и сделать этот список более «живым» (разместить на сайте ЦБ и дополнять или изменять в зависимости от внедряемых схем), то попадать под эти критерии могут не только однодневки, но и компании, имеющие «серую зону» в своей деятельности.
4. Какие советы можно дать тем, кому банк отказался открывать счет или провести операцию? Что надо делать, а чего не надо, каковы самые распространённые ошибки?
Если банк отказался открывать счет или проводить операцию, необходимо запросить причины отказа. В обязанности банка входит предоставление причин отказа по запросу клиента. Далее необходимо представить пояснения и иные запрашиваемые документы. В том случае если, после предоставления всех пояснений и документов, банк отказывается проводить операцию или открывать счет возможно обжаловать отказ в межведомственную комиссию при Центральном банке Российской Федерации либо в суд.
Наиболее распространенной ошибкой при отказе в проведении операций является паника, а вследствие нее: обращение за помощью к мошенникам, предлагающим «решить» проблему с использованием связей, а также беспорядочные попытки быстро вывести деньги со счета, что еще больше усугубляет ситуацию.
В первом случае – от таких мошенников и их «связей» ничего не зависит, ведь для выявления операций используются автоматизированные системы, в крайнем случае, они будут предпринимать обычные, предусмотренные процедурой и доступные вам самим действия. Во втором – поспешные и необдуманные действия ускорят попадание в чёрный список, тогда как выяснение причины у менеджера банка позволит разрешить проблему или подготовиться к рассмотрению жалобы межведомственной комиссией при Центральном банке Российской Федерации.
5. Открыть счет впервые – насколько это просто/сложно, какие проверки банки устраивают, насколько вероятно получить отказ?
Важно понимать, что от процедуры надлежащей проверки клиента (НПК) не уйти. На основании проведенной НПК уполномоченные лица банка принимают решение о принятии или об отказе в принятии на обслуживание клиента, а также используют полученную информацию в целях мониторинга деятельности клиента.Качественное проведение НПК позволяет снизить риски вовлечения банка в отмывание денег, и как следствие, минимизировать риски применения санкций к банку и его должностным лицам.
В общемировой практике НПК является одним из важнейших элементов превентивных мер противодействия отмыванию средств и финансирования терроризма, направленных на выявление и пресечение совершения предикатных преступлений, использование компаний-однодневок, подставных лиц и осуществления подозрительных операций. Очевидно, что вопросы общественной безопасности не всегда находятся в консенсусе с комфортом обычных граждан, но это оправдано.
Рекомендация ФАТФ №10 обязывает банк проверять личность клиента и бенефициарного собственника до или в ходе установления деловых отношений или совершения операций (сделок) с разовыми клиентами. В России аналогичное требование установлено ФЗ-115, а также Положением №499-П Центрального банка РФ (далее – ЦБ РФ).
Более подробные рекомендации по установлению бенефициарного собственника определены в Рекомендациях ФАТФ №24 и №25, в Отчете ФАТФ (октябрь 2014 года) «Прозрачность и бенефициарная собственность», а также в статьях 12 и 13 Четвертой директивы ЕС.
Важность определения бенефициарного собственника, обусловлена необходимостью максимально достоверного понимания для банка конкретного лица или группы, которые контролируют компании, являющиеся потенциальными клиентами банка, а также в целях управления риском вовлечения банка к причастности отмывания денег.
При открытии счета необходимо представить требуемые банком пояснения и иные запрашиваемые документы. В том случае если, после предоставления всех пояснений и документов, банк отказывается проводить операцию или открывать счет, возможно обжаловать отказ в межведомственную комиссию при Центральном банке Российской Федерации либо в суд.
6. Заградтарифы – насколько они велики, как их избежать.
Действительно, многие банки стали использовать заградительные тарифы для снижения объёма проводимых по их счетам сомнительных операций, в отдельных случаях достигают 25 % от проводимой операции. Судебная практика складывается не в пользу банков (суды возвращают удержанные денежные средства). Но банки готовы нести судебные издержки в пользу добросовестных клиентов, поскольку эта мера отпугивает фирмы однодневки от открытия счетов в подробных банках. В данном случае необходимо показывать банку свою добросовестность – представить требуемые банком пояснения и иные запрашиваемые документы. В том случае если, после предоставления всех пояснений и документов, банк отказывается проводить операцию, возможно обжаловать отказ в межведомственную комиссию при Центральном банке Российской Федерации либо в суд.
7. Как изменилась работа бизнеса или как она должна измениться, чтобы свести к минимуму потенциальные проблемы с банками? Какие привычки/процессы вы советуете поменять и почему?
Сегодня бизнесу очевидна необходимость сотрудничества и взаимодействия с банком по возникающим вопросам, поскольку в отсутствие пояснений выводы банка будут не в пользу клиента.
Произошедшие изменения в регулировании банковского сектора диктуют иной подход к культуре финансовой дисциплины и документооборота: необходимо соблюдать порядок в первичной документации, осуществлять операции, соответствующие деятельности компании, своевременно приводить в соответствие с действительностью учредительные документы и сведения в ЕГРЮЛ, подробно указывать назначение платежей и требовать того же от своих контрагентов.
Общемировая практика исходит из ограничения работы с наличностью, в связи с чем несомненным преимуществом является оформление бизнес карт для проведения безналичной оплаты товаров/услуг. Для избежание неверной квалификации поступающих от контрагентов платежей уплату налогов, страховых взносов, платежей за аренду и иных хозяйственных платежей целесообразно осуществлять по счету, где ведется основная деятельность.
Требования о проверке своего контрагента относимы не только к кредитным организациям, но ко всем хозяйствующим субъектам. Непроявленная должная осмотрительность при выборе контрагента повлечет негативные последствия в отношениях с обслуживающим операции банком.
Часто встречается использование физическим лицом банковских карт для ведения предпринимательской деятельности «без регистрации», в таком случае проблемы с банком – вопрос времени. Их избежать позволит регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и оформление бизнес-карты.