Госдума рассмотрит законопроект о прокурорских проверках малого бизнеса.
10 февраля 2017 г.
Руководитель адвокатского бюро Alliance Legal CG Артем Гришин дал оценку правительственному законопроекту, регулирующему основания и порядок прокурорских проверок предприятий малого и среднего бизнеса.
Правительственный законопроект, регулирующий основания и порядок прокурорских проверок предприятий малого и среднего бизнеса, был подготовлен во исполнение постановления КС, в связи с тем, что нарушение сроков исполнения требований прокуратуры предполагает наступление административной ответственности, однако конкретные предельные сроки законом не установлены.
Цель законопроекта:
- призван исключить случаи произвола со стороны проверяющих;
- снизить давление со стороны гос. органов на российского предпринимателя, в первую очередь на малый бизнес;
- позволит создать наиболее комфортные условия для развития бизнеса;
- упорядочивает проведение прокурорских проверок.
Тем не менее , по мнению руководителя адвокатского бюро Alliance Legal CG Артема Гришина, одного из ведущих экспертов компании в области судопроизводства по делам в сфере должностных и экономических преступлений, «на практике при проведении прокурорских проверок будет запрашиваться документация, не всегда относящаяся к предмету проверки, и в таких объемах, которые организация физически не всегда может предоставить в течение установленного законом срока, что в свою очередь приведет к привлечению к административной ответственности, но уже в более конкретные сроки».
Также новая редакция документа включает в себя следующие пункты:
- все необходимые материалы и документы должны предоставляться в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора, а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение двух дней. До одних суток этот срок уменьшается при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций;
- прокурор может установить более длительные сроки, а если по объективным причинам проверяемый не смог предоставить информацию, он обязан установить новый срок, который не будет включаться в общее время проведения проверки;
Артем Гришин, руководитель адвокатского бюро Alliance Legal CG, также отмечает «значительное расширение общих сроков проверки, поскольку согласно действующему Приказу Генеральной прокуратуры РФ № 265 от 28.05.2015 года срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней и может быть продлен один раз не более, чем на 20 рабочих дней, а согласно рассматриваемому законопроекту - срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее начала, в исключительных случаях по решению генпрокурора или его замов, проверка может быть продлена еще на 30 календарных дней, а общий срок прокурорской проверки может достигать 6-ти месяцев».
Среди прочих новшеств необходимо также отметить, что:
- прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету, а также материалы, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ, либо размещены на официальном сайте организации;
- прокурорам запрещается не возвращать изъятые оригиналы документов, так как это может повлечь длительную остановку работы всего предприятия. Исключением станут случаи, когда результаты проверки нужны для решения вопроса об уголовном преследовании.
По словам Руководителя Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ планируется ввести новый документ «решение о проведении проверки», в котором будут указаны основания, цели и предмет проверки. С данным документом можно будет ознакомиться до начала проверки.
Документ: Законопроект № 8655506 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
Цель законопроекта:
- призван исключить случаи произвола со стороны проверяющих;
- снизить давление со стороны гос. органов на российского предпринимателя, в первую очередь на малый бизнес;
- позволит создать наиболее комфортные условия для развития бизнеса;
- упорядочивает проведение прокурорских проверок.
Тем не менее , по мнению руководителя адвокатского бюро Alliance Legal CG Артема Гришина, одного из ведущих экспертов компании в области судопроизводства по делам в сфере должностных и экономических преступлений, «на практике при проведении прокурорских проверок будет запрашиваться документация, не всегда относящаяся к предмету проверки, и в таких объемах, которые организация физически не всегда может предоставить в течение установленного законом срока, что в свою очередь приведет к привлечению к административной ответственности, но уже в более конкретные сроки».
Также новая редакция документа включает в себя следующие пункты:
- все необходимые материалы и документы должны предоставляться в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора, а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение двух дней. До одних суток этот срок уменьшается при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций;
- прокурор может установить более длительные сроки, а если по объективным причинам проверяемый не смог предоставить информацию, он обязан установить новый срок, который не будет включаться в общее время проведения проверки;
Артем Гришин, руководитель адвокатского бюро Alliance Legal CG, также отмечает «значительное расширение общих сроков проверки, поскольку согласно действующему Приказу Генеральной прокуратуры РФ № 265 от 28.05.2015 года срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней и может быть продлен один раз не более, чем на 20 рабочих дней, а согласно рассматриваемому законопроекту - срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее начала, в исключительных случаях по решению генпрокурора или его замов, проверка может быть продлена еще на 30 календарных дней, а общий срок прокурорской проверки может достигать 6-ти месяцев».
Среди прочих новшеств необходимо также отметить, что:
- прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету, а также материалы, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ, либо размещены на официальном сайте организации;
- прокурорам запрещается не возвращать изъятые оригиналы документов, так как это может повлечь длительную остановку работы всего предприятия. Исключением станут случаи, когда результаты проверки нужны для решения вопроса об уголовном преследовании.
По словам Руководителя Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ планируется ввести новый документ «решение о проведении проверки», в котором будут указаны основания, цели и предмет проверки. С данным документом можно будет ознакомиться до начала проверки.
Документ: Законопроект № 8655506 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"