весь сайт
Eng
«Контроль бизнеса должен стать разумным» Дмитрий Фесько для RBG
24 июля 2019 г.

Дмитрий Фесько: «Предприниматели теряют деньги, испытывают на себе административное давление из-за архаичности и противоречивости контрольно-надзорного законодательства. Контроль должен стать разумным, обязательные требования к бизнесу – адекватными, а проверки – обоснованными и прозрачными. Глобальная реформа с неофициальным названием «регуляторная гильотина» призвана решить проблему уже к 1 января 2021 года». О том, какие «болевые точки» контроля и надзора поможет устранить новая реформа и как облегчит жизнь предпринимателям, бизнес изданию Russian Business Guide рассказал партнер и руководитель консалтинговой компании Alliance Legal CG Дмитрий Фесько.

«Каждый предприниматель, если его тотальноне контролировать, обязательно нарушит закон» – такое предположение лежит в основе действующей карательной парадигмы контроля и надзора. Выездных и документарных проверок проводится от двух до десяти миллионов в год. Большинство из них – внеплановые. Меры контроля избыточны, часто необоснованны, финансово убыточны для бизнеса и государства.

Предприниматели теряют деньги, оплачивая выполнение обязательных требований, подготовку документов к проверкам, выплачивая не всегда справедливые штрафы и доначисления по результатам выездных проверок. Проверяющие могут допускать нарушения режима законности, прав граждан и организаций, использовать законодательные пробелы в свою пользу. Существует проблема дублирующего надзора, а сами процедуры проверок и работы контрольно- надзорных органов не отличаются прозрачностью.

В системе профильных законов имеется множество откровенно противоречивых и не имеющих под собой основы требований. К примеру, с точки зрения пожарной безопасности двери здания должны быть открытыми, а с точки зрения антитеррористических мер – закрытыми. Подобные противоречия не только вводят в состояние растерянности и заведомой виновности предпринимателей, но и к невозможности полноценно обеспечить общественную безопасность.

Пробелы законодательства и грядущую глобальную реформу контрольно- надзорной деятельности обсудили с 14 по 18 мая на IX Петербургском международном юридическом форуме при поддержке Президента РФ и Министерства юстиции РФ.

В выступлениях многих участников звучала безысходность в связи с так называемыми «контрольно-надзорными тисками». Так, директор благотворительного фонда, ориентированного на поддержку хосписов и их пациентов, Юлия Матвеева рассказала, что за последние месяцы Центр паллиативной медицины фонда прошел 20 проверок, из-за которых каждый раз блокировалась его работа. Марина Цыгулева, начальник юридического отдела Государственного Эрмитажа, высказала созвучное мнение, заявив, что в здании музея практически невозможно обеспечить соблюдение всех требований безопасности, к примеру, об обязательном наличии четырех выходов.

Руководитель Аппарата Правительства РФ Константин Чуйченко рассказал о новой контрольно-надзорной реформе с неофициальным названием «регуляторная гильотина». Спикер сообщил, что пересматривать пакет старых законов – это путь в никуда, и к 1 января 2021 года весь массив архаичных и разрозненных норм должен быть полностью заменен на новые.

На форуме в рамках сессий «Надзорная реформа: от регуляторного хаоса к умному контролю» и «Как сделать государственный контроль дружелюбным и эффективным…» презентовали новый законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Усовершенствованный закон должен учесть интересы граждан, государства и бизнеса, поспособствовать снижению затрат на проведение контрольно-надзорных мероприятий. Вторую часть обсуждения реформы посвятили одному из ее ключевых актов – «кодексу», призванному изменить отношения между инспектором и бизнесом. Новый документ будет предусматривать детальное регулирование контрольно-надзорной деятельности и вводит понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого каждый шаг проверяющих должен обязательно иметь процессуальное обоснование. Правда, здесь возникает много методологических и теоретических вопросов, связанных с принятием такого специализированного систематизированного акта. Будем надеяться, что они будут решены.

Чтобы снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес, предлагается ограничить основания внеплановых проверок, предусмотреть возможность применения пообъектного надзора, повсеместно внедрить риск-ориентированный подход, а также установить возможность удаленного контроля с использованием информационных систем.

Действительно, риск-ориентированный подход может способствовать достижению оптимального баланса между интересами предпринимателей и государства. Объекты контроля предлагают поделить на шесть категорий риска и для каждой установить точную периодичность проверок. Наиболее опасные объекты будут проверять 1-2 раза в год, менее опасные – раз в 4-6 лет.

Проверки могут стать дешевле и прозрачнее с повсеместным внедрением бесконтактных способов государственного контроля, минимизирующих взаимодействие предпринимателей и проверяющих, но при этом повышающих эффективность контроля. Положительный опыт в этой области уже накоплен Федеральной налоговой службой, которая организует налоговый мониторинг на удаленной основе с 44 крупными компаниями, среди которых Газпром, Роснефть, РЖД и другие.

Есть все основания полагать, что новое унифицированное контрольно-надзорное законодательство поможет бизнесу расти, обеспечивая при этом надежную защиту общественно значимых интересов, безопасность людей и имущества.

Russian Business Guide