Председатель наблюдательно совета, руководитель компании Alliance Legal CG Дмитрий Фесько специально для RBG рассказал о том, как себя чувствует малый и средний бизнес с точки зрения правового регулирования.

"Есть все основания полагать, что малый и средний бизнес чувствует себя неудовлетворительно. Признаем честно: правовые гарантии, предлагаемые государством в качестве мер поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) несовершенны, носят несистемный, лоскутный характер, и в большей степени ориентированы на обслуживание интересов административного регулятора.
В законодательстве о МСП достаточно много пробелов и противоречий. Налицо его нестабильный характер: правила игры меняются непомерно часто. Отсутствуют прозрачные и логичные правила взаимодействия предпринимателя и государства. Отмечается гипертрофированный уклон в пользу подзаконного регулирования. Взять, к примеру, правовую регламентацию таможенных процедур, которая явно забюрократизирована и устарела. Исполнение необоснованных, нецелесообразных нормативов приводит к чрезмерным, непосильным для субъектов МСП финансовым расходам. Становится очевидной необходимость «расшивать» вышеуказанные и другие подобные «узкие места» права.
С другой стороны, нужны новые законы, ориентированные на достижение амбициозных задач и осуществление мер, связанных с повышением роли малого и среднего бизнеса в российской экономике, которые определены Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также национальным проектом «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Скажем, существенно расширить возможности участия представителей МСП в государственных и муниципальных закупках возможно с помощью внесения изменений в федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменения в налоговое законодательство потребуются в связи с решением об освобождении от обязанности представлять налоговые декларации налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих контрольно-кассовую технику, которая обеспечивает передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных, а также по причине введения нового режима налогообложения для самозанятых граждан. Комплексные изменения в законодательные акты призваны расширить доступ субъектов МСП к финансовой поддержке, включая льготное финансирование. Предположительно, будет особо востребовано обновленное законодательство по вопросам поддержки фермерства и развития сельской кооперации.
Важно установить административную ответственность за нарушение заказчиками обязательств перед субъектами МСП, – в частности, несоблюдение сроков оплаты обязательств по договорам при закупках товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Отдельно стоит отметить довольно низкий уровень качества правового оформления отношений субъектов МСП и контрольно-надзорных органов. Существующие правовые гарантии бизнеса либо явно недостаточны, либо не исполняются властью. Здесь можно привести примеры. В 2017 году результаты 599 проверок, проведенных ФНС России, признаны недействительными. Однако только в 37 случаях в отношении должностных лиц были применены меры ответственности. В органах Россельхознадзора понесли соответствующее наказание всего 23 должностных лица – при 139 прецедентах нарушения законодательства.
Надлежит законодательно ограничить административное усмотрение со стороны контрольно-надзорных органов. Важно законодательно закрепить переход на организацию бесконтактных проверок в отношении субъектов МСП, – с приоритетным использованием риск-ориентированного подхода.
В целом же, если мы ставим задачу сделать сектор МСП действительно «локомотивом» экономики, предстоит провести масштабную работу по совершенствованию правового регулирования сектора общественной жизни, связанного с функционированием малого и среднего бизнеса, созданию для предпринимателей комфортных правовых условий. В этой связи актуальна кодификация правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность".