весь сайт
Eng
Alliance Legal CG в борьбе с "черным пиаром".
15 октября 2018 г.

Дела о защите деловой репутации по искам бизнесменов и государственных деятелей в последние месяцы регулярно обсуждаются в СМИ, получая при этом неоднозначную общественную оценку. Правовые аспекты этой темы осветили юристы компании Alliance Legal Consulting Group в своей статье для делового издания Russian Business Guide.


- Действительно, в последнее время подобные иски инициировались «Роснефтью» и ее главным исполнительным директором Игорем Сечиным, бизнесменами Алишером Усмановым и Олегом Дерипаской, президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым и генеральным директором «Объединенной зерновой компании» Михаилом Кийко, - напомнили сотрудники Alliance Legal.

- Проблемы исполнения судебных решений о защите деловой репутации в этом году находились в центре внимания и российских законодателей, наделивших судебного пристава-исполнителя правом обращаться в Роскомнадзор за блокировкой интернет-ресурсов в случае неисполнения решения суда.

С чем же связана негативная общественная оценка подобных законодательных инициатив и судебных дел? Нередко приходится слышать о давлении на свободу слова и предоставлении замешанным в скандалах бизнесменам и чиновникам необоснованных преференций. Существует мнение, что публичный статус таких лиц обязывает быть терпимее к представителям прессы.

Между тем в условиях глобальной экономики формирование цивилизованной бизнес-среды невозможно без предоставления гражданину, независимо от его социального статуса, отвечающих современным реалиям инструментов защиты деловой репутации, что никоим образом не идет вразрез со свободой массовой информации и запретом цензуры.

Ведь очевидно, что целенаправленный негативный пиар, когда он ведется против политиков или бизнесменов посредством «серых» сетевых изданий, вредит формированию здорового инвестиционного климата и развитию делового сотрудничества.

Бороться с таким «черным пиаром» очень сложно, поскольку специфика распространения информации в широкополосном интернете требует наличия в законодательстве специальных механизмов судебной защиты.

Надлежащими ответчиками по такому делу являются автор и редакция, а в отдельных случаях учредитель средства массовой информации. Если же интернет-ресурс не является СМИ, то надлежащим ответчиком будет администратор (владелец) сетевого домена, но именно здесь и кроется основная проблема.

Сетевые издания, которые специализируются на заказанных публикациях, находятся вне правового поля – отсутствие лицензии и регистрация на подставных лиц дают возможность анонимно размещать заведомо ложную и оскорбительную информацию в отношении известных бизнесменов и государственных деятелей.

С подобным делом мы столкнулись на практике, защищая интересы руководителя одной из крупнейших в Евразийском экономическом союзе инфраструктурных и трейдинговых компаний, обеспечивающей экспортный потенциал российского зерна на мировом рынке.

АО «Объединенная зерновая компания» и ее генеральный директор Михаил Кийко стали объектами целой череды заведомо ложных заказных публикаций с умышленным приданием им «скандального» характера.

В реестре Роскомнадзора интересующие сетевые издания в качестве СМИ зарегистрированы не были. Регистратором доменов большинства этих интернет-ресурсов являлась офшорная компания, предоставляющая услуги анонимной регистрации сайтов.

Суды, рассмотрев в пользу нашего клиента несколько исков о защите деловой репутации, пришли к следующим важным выводам:

- с учетом содержательно-смысловой нагрузки публикации подлежат удалению целиком, без указания на какие-либо отдельные части;

- оценочные суждения и мнения в любом случае являются предметом судебной защиты, если носят оскорбительный характер;

- поскольку в гражданском обороте единоличный исполнительный орган действует от имени компании, то оспариваемые сведения формируют негативное общественное мнение и к деловой репутации корпорации;

- судебная защита деловой репутации предоставляется даже в отсутствие ответчика, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети лицом, которое невозможно идентифицировать).

Таким образом, действующее российское законодательство предоставляет бизнесу достаточно действенный и широкий инструментарий для борьбы с «черным пиаром», а недавно внесенные законодателем поправки, безусловно, направлены на обеспечение реальной защиты деловой репутации и формирование благоприятного инвестиционного климата. При этом подобные заказные публикации не имеют ничего общего со свободой слова, дискредитируют профессию журналиста, а за их размещением в каждом случае стоят исключительно меркантильные и низменные интересы, направленные на причинение репутационного вреда.

Источник: Деловое издание "Russian Business Guide"

Издание выступает официальным информационным партнером "Евразийской недели 2018" в Ереване (22-24 октября 2018г.).

Октябрьский номер посвящен бизнес-взаимодействию, развитию делового сотрудничества внутри Евразийского экономического союза.

ПРАВО300.ру