Журнал "Корпоративный Юрист": публикация Дмитрия Фесько на тему организации государственной контрольно-надзорной деятельности.
3 мая 2018 г.
В майском номере журнала "Корпоративный юрист" опубликована статья Председателя наблюдательного совета Alliance Legal CG Дмитрия Фесько на тему организации государственной контрольно-надзорной деятельности. "Проект Федерального закона № 332053–7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», одобренный в первом чтении Государственной думой, нуждается в доработке".
Уже сейчас ясно, что трагедия в Кемерово — не очередная случайность. Это результат системных недостатков организации государственного контроля и надзора, в том числе пожарного, пробелов законодательного регулирования, функционирования федеральной и региональной власти в сфере обеспечения безопасности социально значимых и торговых объектов с массовым пребыванием людей.
Становится очевидной ошибка, допущенная 10 лет назад, когда МЧС России отстранили от участия в пожарном надзоре на этапе проектирования и строительства. Эти вопросы полностью передали в ведение строительного надзора, в то время как государственный пожарный надзор приходит на объект уже после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Еще одна проблема — контроль безопасности объекта, включая пожарный надзор. Он должен осуществляться не за юридическими лицами, как это сейчас закрепляет Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а за фактическими параметрами состояния объекта.
Проект Федерального закона № 332053–7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», одобренный в первом чтении Государственной думой, нуждается в доработке. В частности, закон предусматривает в качестве самостоятельного объекта государственного контроля производственные объекты без учета специфики владения таким объектом. Проект не дает четкого ответа об ответственности собственника и арендатора за пожарную безопасность на объектах, о возмещении материального ущерба при пожаре.
Назрела острая необходимость усилить антитеррористическую и пожарную безопасность на объектах с массовым пребыванием людей. Актуальные вопросы: ответственность собственника и арендатора за состояние пожарной безопасности; сроки и качество пожарных проверок. С учетом повышенного риска опасности таких объектов каждый из них должен быть оборудован системой дистанционного онлайн-мониторинга.
Проверки должны проводиться не реже 1 раза в год. Часто приходится слышать о системном внедрении риск- ориентированного подхода (РОП) как эффективном методе осуществления надзорной деятельности.
Данный подход верный, поскольку предлагает государству концентрировать ресурсы в зонах максимального риска, одновременно снижая административную нагрузку на добросовестные организации и индивидуальных предпринимателей. Другое дело, что объекты с массовым пребыванием людей по степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий уже по самому факту должны относиться к категории высокого риска безопасности.
Источник "Корпоративный юрист": https://e.korpurist.ru/article.aspx?aid=641968
Становится очевидной ошибка, допущенная 10 лет назад, когда МЧС России отстранили от участия в пожарном надзоре на этапе проектирования и строительства. Эти вопросы полностью передали в ведение строительного надзора, в то время как государственный пожарный надзор приходит на объект уже после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Еще одна проблема — контроль безопасности объекта, включая пожарный надзор. Он должен осуществляться не за юридическими лицами, как это сейчас закрепляет Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а за фактическими параметрами состояния объекта.
Проект Федерального закона № 332053–7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», одобренный в первом чтении Государственной думой, нуждается в доработке. В частности, закон предусматривает в качестве самостоятельного объекта государственного контроля производственные объекты без учета специфики владения таким объектом. Проект не дает четкого ответа об ответственности собственника и арендатора за пожарную безопасность на объектах, о возмещении материального ущерба при пожаре.
Назрела острая необходимость усилить антитеррористическую и пожарную безопасность на объектах с массовым пребыванием людей. Актуальные вопросы: ответственность собственника и арендатора за состояние пожарной безопасности; сроки и качество пожарных проверок. С учетом повышенного риска опасности таких объектов каждый из них должен быть оборудован системой дистанционного онлайн-мониторинга.
Проверки должны проводиться не реже 1 раза в год. Часто приходится слышать о системном внедрении риск- ориентированного подхода (РОП) как эффективном методе осуществления надзорной деятельности.
Данный подход верный, поскольку предлагает государству концентрировать ресурсы в зонах максимального риска, одновременно снижая административную нагрузку на добросовестные организации и индивидуальных предпринимателей. Другое дело, что объекты с массовым пребыванием людей по степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий уже по самому факту должны относиться к категории высокого риска безопасности.
Источник "Корпоративный юрист": https://e.korpurist.ru/article.aspx?aid=641968
